Как зарегистрироваться в личном кабинете налоговой (ФНС)

  1. Как открыть Личный кабинет лично в отделении ФНС
  2. Как получить доступ к Личному кабинету через портал Госуслуг
  3. Доступ к сервису «ЛК налогоплательщика для физических лиц»
    1. Логин и пароль, указанные в регистрационной карте
    2. Квалифицированная электронная подпись
    3. Учетная запись ЕСИА
  4. Мобильное приложение

Личный кабинет на сайте ИФНС РФ – популярный сервис для налогоплательщиков. Порядок его регистрации и ведения определяет Приказ ФНС РФ № ММВ-7-17/617@ от 22.08.2017 (акт. ред. от 06.11.2018).

Как открыть Личный кабинет лично в отделении ФНС

Чтобы быстро открыть личный кабинет (далее по тексту сокращенно – ЛК) и получить к нему доступ, следует лично прийти на прием в ИФНС РФ. Выбрать можно любое отделение вне зависимости от своей прописки и места постановки на учет. Для регистрации кабинета в сервисе, нужно представить:

  • общегражданский паспорт либо иной равнозначный документ, удостоверяющий личность;
  • заявление на получение доступа к ЛК по требуемой форме (КНД 1116102).

Указанная форма заявления введена Приказом ФНС РФ № ММВ-7-17/617@ от 22.08.2017 (акт. ред. от 2018 г.) → Скачать бланк заявления.

Важно! Если интересы заявителя представляет его представитель, при посещении налоговой он должен предъявить документ, подтверждающий его полномочия, и свой паспорт.

Например, открыть ЛК для 14-летнего лица может только его законный представитель (мама, папа, бабушка, усыновитель, проч.). В налоговой он может предъявить свой паспорт, свидетельство о рождении 14-летнего ребенка.   Бланк заявления заполняет сам заявитель либо его представитель. Последний должен проставить дату подачи с подписью. При написании заявления налогоплательщик (его представитель) вправе указать любой доступный способ получения регистрационной карты на выбор:

  1. Первый, самый быстрый способ: выдача на руки (осуществляется за 15 мин. специалистом ИФНС).
  2. Второй: отправка на эл. почту (приходит на протяжении 15 дней).

В ИФНС РФ заявителю (его представителю) выдадут регистрационную карту (КНД 1116104) для использования персонального кабинета, где будет указан пароль, логин для входа. Выглядит карта следующим образом → Регистрационная карта.

Далее на протяжении часа активируется пароль с логином. После этого заявитель может зайти в свой кабинет. Все документы, сведения о его владельце, поступают с этого момента по мере их формирования со всех ИФНС именно сюда.

Как получить доступ к Личному кабинету через портал Госуслуг

Налогоплательщик может воспользоваться личным профилем на портале Госуслуги, чтобы открыть налоговый ЛК через него.

Важно! Пользователь Госуслуг должен иметь подтвержденную учетную запись, т. к. только она предоставляет доступ ко всем услугам портала, в т. ч. и к регистрации онлайн кабинета на сайте ИФНС.

Если подтвержденной учетной записи нет, ее нужно завести и удостоверить, а только потом при помощи ее открывать онлайн кабинет на сайте ИФНС. Пошаговое руководство в этом случае будет следующим:

  • Выбор способа регистрации на портале Госуслуг: онлайн банк, центр обслуживания либо сам портал. Рассмотрим для примера «Другой способ регистрации» (т. е. онлайн, на портале).

  • Получение упрощенной учетной записи на портале (= первичный, упрощенный уровень регистрации). Указывают: ФИ, мобильный телефон либо эл. почту. Введенные данные подтверждают через СМС с кодом либо по ссылке в сообщении, которое пришло на эл. почту.

 

  • Создание пароля: придумать безопасный вариант, записать, подтвердить его.

 

  • Получение стандартной учетной записи (= стандартный уровень регистрации): заполнение паспортных данных (ФИО, пол, место и дата рождения, гражданство, серия и № паспорта, проч.), СНИЛС.

  • Получение подтвержденной учетной записи (= подтвержденный уровень регистрации) в центре обслуживания (ЦО) при предъявлении общегражданского паспорта и СНИЛС. Код, полученный в ЦО, следует ввести в соответствующее поле в ЛК там, где размещен данный уровень (см. вкладку «Мои данные и контакты»).

Важно! Те пользователи, которые подтверждали запись посредством отправки заказного письма по почте, иными способами, авторизоваться на сайте ИФНС через Госуслуги не смогут.

  • Вход в онлайн кабинет на сайте налоговой через портал Госуслуг.

 

После выполнения описанных выше действий, регистрационная карта сформируется автоматически. Форма карты не меняется (КНД 1116104) и полностью идентична той, которую выдают в налоговой на бумажном бланке.

Доступ к сервису «ЛК налогоплательщика для физических лиц»

Персональный кабинет налогоплательщика позволяет дистанционно оплачивать налоги и активно взаимодействовать с налоговой. При помощи его можно, например:

  • сформировать, подать декларацию;
  • попросить о предоставлении вычета;
  • записаться на прием на конкретный день и время;
  • зарегистрироваться в качестве ИП;
  • заказать справку, скачать, распечатать ее;
  • получить документы от налоговой и даже пожаловаться.

Данные, персональную информацию пользователя сервис обновляет каждый день. Если налогоплательщик обращался в разные ИФНС, все эти сведения будут отображаться в его личном онлайн кабинете. И для этого ему ничего делать не нужно.

Например, НДФЛ начисляет налоговая по месту прописки налогоплательщика, а налог на земельный участок, который находится за городом, в области, другая ИФНС (по месту его нахождения). И НДФЛ, и земельный налог будут отображены в личном кабинете собственника.

Важно! Для получения документов на бумажном носителе пользователь может отправить сообщение в ИФНС с просьбой направить их ему, соответственно, на бумаге.

Пользователь может отказаться от всех услуг сервиса ИФНС, прекратить к ним доступ. Для этого существует два варианта:

  1. Непосредственно в самом онлайн кабинете нужно нажать кнопку «Отказаться от пользования ЛК».
  2. Написать заявление (той же формы – КНД 1116102), пометив в поле «Прошу» соответствующий пункт, т. е. «прекратить доступ к ЛК».

После этого вся личная информация пользователя будет удалена из сервиса.

Логин и пароль, указанные в регистрационной карте

Заходя впервые в свой онлайн кабинет, пользователь должен подтвердить первичный пароль, выданный ему ИФНС, либо указать любой другой. Если он пароль потеряет (забудет), он может восстановить его одним из следующих способов:

  1. На сайте через кнопку «Забыли пароль» (появится опция «Восстановление пароля»).

 

  1. Явиться в любую ИФНС, подать то же заявление (КНД 1116102), что и при открытии ЛК, но пометить в поле «Прошу» соответствующий пункт, т. е. «выдать новый пароль…». При себе нужно иметь общегражданский паспорт.
  2. Отправить в ИФНС с заявлением на восстановление пароля свое доверенное лицо. При обращении ему нужно будет предъявить личный паспорт и доверенность, заверенную нотариусом.

Логин заменять не требуется. Если пользователь его забудет, уточнить его можно через ИФНС.

Квалифицированная электронная подпись

Пользователь личного кабинета на сайте налоговой может бесплатно сформировать в нем усиленную неквалифицированную электронную подпись (сокращенно УНЭП). Она подходит только для взаимодействия с налоговой и только в рамках возможностей ее сервиса.

Формирование УНЭП производится для всех одинаково с применением Порядка, утв.  Приказом ФНС РФ № СА-7-6/364@ от 20.08.2015. Действует она 12 месяцев, после чего пользователь самостоятельно получает новый сертификат ключа через онлайн кабинет. Формируя УНЭП, пользователь может выбрать способ ее хранения:

  • на своем компьютере;
  • хранилище ФНС РФ.

Важно! Документы, подписанные УНЭП, приравниваются к их бумажной версии, которая заверена личной подписью налогоплательщика.

Обладатель УНЭП может аннулировать сертификат ключа. Для этого он должен подать заявление через ЛК либо написать его в свободной форме и принести лично в налоговую. Вопрос этот решается быстро, на протяжении рабочего дня.

Учетная запись ЕСИА

Паспортные данные и СНИЛС – основные обязательные сведения и документы, которые требуются для регистрации учетной записи на Госуслугах. Если они получены недавно, портал рекомендует подождать не менее двух недель, прежде чем приступать к регистрации. Это объясняется тем, что новые данные обновляются в системе МВД и ПФР не сразу. Поэтому они могут не пройти проверку при подтверждении. На портале Госуслуги пользователи могут открыть учетную запись трех уровней:

  1. Упрощенная. Чтобы ее завести, достаточно при регистрации указать и подтвердить свои контакты. Она предоставляет ограниченный доступ к услугам портала.
  2. Стандартный. Для ее активации при заполнении профиля на портале указывают личные данные из паспорта, СНИЛС. Но она тоже ограничивает доступ к некоторым услугам.
  3. Подтвержденная. Пользователь должен указать контакты, личные данные (как в предыдущих двух уровнях), подтвердить учетную запись, например, через центр обслуживания. Тогда откроется доступ ко всем услугам портала.

О регистрации этих видов учетной записи уже говорилось выше. Можно завести только упрощенную учетную запись. Можно пойти дальше и активировать стандартную и пользоваться ее возможностями. Но для регистрации ЛК в ИФНС этого будет не достаточно.

Для сравнения. Подтвердить регистрацию посредством заказного письма можно и при стандартной учетной записи. А вот имея только упрощенную запись, нельзя, т. к. на этом уровне доступ к этой услуге на портале пока закрыт.

Все это еще раз свидетельствует о том, что: для доступа ко всем услугам портала и для регистрации ЛК на ИФНС требуется подтвержденная учетная запись. Важно помнить, что если запись удостоверена посредством отправки заказного письма, доступ к ЛК будет закрыт. Здесь требуется подтверждение только через центр обслуживания.

Мобильное приложение

У ФНС РФ есть несколько мобильных приложений. Для широкого круга налогоплательщиков предназначены популярные сейчас: «Налоги ФЛ», «Личный кабинет ИП» и «Мои налоги». Пользоваться ими можно с телефона либо планшета вне зависимости от своего местонахождения, а скачать – через Google Play и App Store.

Оптимальный вариант для малого и среднего бизнеса – приложение «Личный кабинет ИП. Зайти сюда могут те, кто открыл онлайн кабинет на сайте ФНС РФ, при помощи этого же логина и пароля. Основные возможности приложения связаны со взаимодействием ИП и ИФНС:

  • электронный документооборот: постановка на учет, ЕГРИП, данные по системе налогообложения, КТ, движение документов;
  • налоги, их начисление, уплата, долги, переплаты, взыскания.

При авторизации посредством сертификата ключа ЭП приложение предоставляет больше возможностей для ИП. Следующее приложение – «Налоги ФЛ». Предназначено для физлиц. Доступ к нему можно получить:

  1. Пройдя регистрацию при помощи КЭП, полученной в любом аккредитованном удостоверяющем центре, либо через портал Госуслуг.
  2. При наличии регистрационной карты, которую выдает ИФНС при личном обращении физлица вне зависимости от места постановки его на учет.

Спектр услуг, направленных на дистанционное взаимодействие ИФНС и физлиц, касается:

  • заполнения, подачи декларации 3-НДФЛ;
  • всех налоговых начислений, наличия задолженностей;
  • уплаты налогов, долгов, пени через банки-партнеры.

И еще одно интересное проектное приложение, о котором стоит упомянуть, это «Мой налог».  Пользуются им физлица (самозанятые). Основные возможности приложения:

  • регистрация, работа на спецрежиме через телефон;
  • взаимодействие с налоговой;
  • финансовый анализ деятельности;
  • начисление, оплата профессионального налога специально для самозанятых;
  • касса, отчетность (например, есть справка, подтверждающая доходы, формируется чек для клиента).

Зарегистрироваться здесь можно тем, у кого есть личный кабинет физлица на сайте ИФНС. Понадобится только ИНН и пароль, по которому пользователь заходит в ЛК. Если регистрироваться через ЛК, нужно:

  1. Указать № телефона.
  2. Выбрать регион, где ведется деят-ть.
  3. Записать ИНН (пароль от ЛК).
  4. Придумать и указать пин-код, по которому потом можно будет заходить в приложение.

Регистрацию проходят также через портал Госуслуг. Здесь нужен пароль с портала, СНИЛС либо эл. почта, либо № мобильного.

Читайте также: